«Сибур»: digital-революция в нефтехимическом производстве

«Сибур» открыл digital-подразделение и ищет специалистов по IoT, Data Science, Machine Learning и виртуальной реальности. Зачем это нефтехимическому гиганту?
«Сибур»: digital-революция в нефтехимическом производстве

Кажется, что есть два мира, которые не пересекаются. Один — финтех, телеком, стартапы и «Яндекс». Здесь царит digital: цифровые решения, технологии будущего и прорывные проекты, которые меняют мир. Другой — нефтехимия, промышленное производство: много «железа», заводы в Сибири и строгие процессы.

В «Сибуре» эти два мира соединились. С одной стороны, это самая большая интегрированная газоперерабатывающая и нефтехимическая компания в России. С другой — digital-офис полностью перестраивает работу этой махины. «Сибур» — это 23 завода, 27 000 сотрудников, 2 млн тонн пластиков и полимеров в год и экспорт в 80 стран. Продукты компании — синтетические материалы и топливо — используются буквально везде: от обогрева домов до производства смартфонов, электромобилей и БПЛА.

«Сибур» собирает digital-команду

Digital-специалисты нужны «Сибуру» для цифровой трансформации. «Оцифровывается» весь бизнес: от поставки сырья на производство и работы оборудования до продаж. Достижения цифровой революции — AR, VR, IoT, Data Science, Machine Learning, мобильные приложения и так далее — будут использованы, чтобы:

  • устранить простои оборудования, сбои и технологические нарушения;
  • повысить производительность и качество продукции;
  • снизить затраты на логистику и закупки;
  • быстрее принимать решения, запускать и выводить на рынок новые продукты.

В России пока немного производственных компаний, которые встали на «цифровой» путь. «Сибур» – трендсеттер в отрасли, внедряющий новейшие технологические решения.

Чтобы все получилось, «Сибур» выделил digital в отдельную бизнес-функцию. Ее сотрудникам выпал шанс лично участвовать в четвертой промышленной революции на крупнейшем производстве.

Соединять «большое железо» и digital — самый большой вызов.

«Сибур»: digital-революция в нефтехимическом производстве

Некоторые шаги на пути цифровой трансформации уже сделаны: технологии пилотируются или внедрены.

  • Промышленный IoT. На каждом предприятии установлена масса датчиков, которые в реальном времени отправляют данные о состоянии оборудования и технологического процесса.
  • Big Data. Алгоритмы-советчики на заводах в Тобольске, Воронеже, Томске, Кстове, Тольятти и Нижнем Новгороде отслеживают поток данных и подсказывают оптимальный режим работы технологических установок.
  • Искусственный интеллект. ИИ распознает лица сотрудников на входе в московский центр «Сибура», чтобы обходиться без пропусков.
  • Виртуальная реальность. В Томске запущен VR-тренажер по ремонту компрессора. Раньше, чтобы изучить компрессор изнутри, работники ждали его плановой остановки на ремонт. Теперь обучение идет намного быстрее.

Некоторые технологии, которые использует «Сибур», уникальны для отрасли.

Мы внедряем дополненную реальность (AR) на Тобольской промышленной площадке. В нефтехимической промышленности таких проектов мы еще не видели. Благодаря этому решению можно уменьшить сроки выполнения ремонтов, так как сейчас не все вопросы могут быть решены на месте. С помощью дополненной реальности проблема будет решена: работник сможет транслировать изображение удаленному эксперту и получать подсказки в реальном времени. Также система дополненной реальности покажет справку по оборудованию.
Валерий Черепанов, руководитель направления «Индустрия 4.0»

В ближайших планах:

  1. «оцифровать» логистику — объединить и централизованно обрабатывать огромные массивы информации о железнодорожных перевозках. Это поможет сократить время погрузки и затраты на маневровые операции, исключить перевозку порожних вагонов, укрупнить отгрузки, оптимизировать ремонт вагонов и так далее;
  2. обследовать продуктопроводы и объекты размером в несколько гектаров с помощью дронов, способных с воздуха определить неполадки (пар, протечки и так далее);
  3. печатать запчасти на 3D-принтерах вместо того, чтобы ждать поставки со складов;
  4. хранить и быстро обрабатывать информацию в электронном виде — «озера данных» вместо бумагооборота;
  5. внедрить носимые устройства, которые будут следить за состоянием здоровья и местоположением сотрудников (при аварии на опасном производстве такое устройство может спасти жизнь);
  6. масштабировать решения, опробованные на одной-двух площадках, на весь «Сибур».
«Сибур»: digital-революция в нефтехимическом производстве

Огромные перспективы связаны с Data Science. Поток информации из разных источников, в разных системах и форматах нужно подхватить, привести к одному виду, сохранить в «озеро данных» и проанализировать. В результате можно, например, создать «автопилот» — систему, которая сможет читать показания датчиков, в реальном времени управлять химическим процессом и добиваться наибольшего КПД и качества.

В «Сибуре» у digital-специалистов есть редкая возможность: лично увидеть, как их решения меняют работу тысяч людей. В компании приняты командировки на производственные площадки: у разработчиков — реже, у скрам-мастера и владельца продукта — чаще, но периодически в поля выбираются все. Это незабываемый опыт.

Когда первый раз приезжаешь на завод и видишь, как все устроено, — это дико впечатляет. Миллион установок, химических процессов, сложная логистика — бизнес невероятно обширный. Самая интересная задача — понять, где и как достичь наибольшего эффекта от цифровых процессов. Самый большой вызов — соединять реальный мир, большое железо с диджиталом.
Ян Зарынь, руководитель направления «Цифровизация процессов»

Как работает digital-подразделение в не-digital-компании

Нефтехимическая корпорация — непривычное место работы для digital-специалистов. Чтобы создать для них привычную атмосферу, digital в «Сибуре» выделили в отдельное подразделение. Здесь собственные правила игры — такие же, как в более привычных ИТ-проектах.

Общий тип мышления в подразделении — Agile, а продуктовые команды работают по Scrum. Группы традиционно небольшие (например, 2–3 разработчика, аналитик, тестировщик, владелец продукта и UX-дизайнер) и автономные: сами расставляют приоритеты в работе и планируют нагрузку. DevOps, коммуникации с экспертами и пользователями продукта, итерационная работа и проекты-челленджи — это все про работу в «Сибуре».

Офис соответствует духу работы: футуристический open space в трёх минутах от метро «Профсоюзная». Конечно, дресс-кода нет, а гибкий график, ДМС, страхование жизни и остальные привычные бенефиты — есть. В целом же атмосфера похожа на ИТ-стартап.

И действительно, функция digital — это стартап внутри «Сибура». В корпорации ее строят с нуля, и подразделение работает достаточно независимо. Поэтому здесь можно предлагать и воплощать смелые идеи. Тем, кто проявляет себя, есть куда расти: в компании действует принцип меритократии (он даже входит в число ценностей «Сибура»). Как в стартапе, нужно применять весь свой прошлый digital-опыт, чтобы решать новые задачи. Корпоративная культура подразделения складывается на ходу — в самой первой команде, которую собирают прямо сейчас. Но, в отличие от стартапа, компания надежна: всё-таки выручка превышает 450 млрд рублей.

Главное отличие «Сибура» от digital-подразделений в «привычных» сферах — это огромный масштаб, создание решений «с нуля» и возможность лично увидеть результат работы. Еще можно получить опыт на проектах, которые не возможны в других сферах.

До прихода в «Сибур» Ян Зарынь 10 лет занимался FinTech: развивал международный платежный шлюз, запустил стартап с инновационной технологией мобильного эквайринга, а последние два года занимался цифровой трансформацией в «Альфа-Лаборатории», лидировал команды разработки мобильного банкинга «Альфа-Банка».

Банки уже миллион лет цифровые: тема узкая, основное уже сделано, труднее найти новые задачи, сами продукты виртуальные — в сравнении с производством. А производство — очень реальная отрасль. То, что производят заводы, каждый день вокруг нас.
Ян Зарынь, руководитель направления «Цифровизация процессов», о своем решении перейти из финтеха в промышленный digital

«Сибур»: digital-революция в нефтехимическом производстве
Ян Зарынь, руководитель направления «Цифровизация процессов»
«Сибур»: digital-революция в нефтехимическом производстве
Александр Айваз, руководитель центра «Управление корпоративными данными»
/

У нас есть все: реальные установки со множеством датчиков, масштаб производства, огромное число технологических процессов, которые после цифровизации могут дать значительный эффект в денежном эквиваленте. Наверное, производственная промышленность в России сейчас — то самое место, где будут происходить большие прорывы и можно будет видеть большие эффекты.
Директор центра «Управление корпоративными данными» Александр Айваз. До «Сибура» работал с данными в компаниях «Тинькофф страхование» и «Ростелеком»

«Сибур» ждет вас!

«Сибур» собирает в Москве сильную digital-команду:

  • специалистов по виртуальной и дополненной реальности, IoT, Machine Learning и Big Data: Data Scientists, архитекторов и инженеров данных;
  • разработчиков: Full Stack, Frontend/Backend, разработчиков мобильных приложений, дизайнеров UX/UI, архитекторов решений;
  • Scrum-мастеров.

Уже сформирован digital-центр в Томске, формируются в Нижнем Новгороде, Тобольске и Воронеже.

Цифровизация — стратегическая задача для компании, поэтому принятие решений не затягивается: в среднем от первого контакта до оффера проходит всего три-четыре недели.

Общее требование для всех вакансий — быть профессионалом: амбициозным, готовым решать задачи, которые еще никто никогда не решал. В ответ «Сибур» предлагает привлекательный компенсационный пакет, возможности обучения (в том числе за рубежом) и энергичную атмосферу стартапа с перспективой быстрого роста. Но главное — у digital-специалистов «Сибура» есть редкий шанс: применить весь свой опыт, прокачаться в мейнстримных технологиях на проектах колоссального масштаба и лично увидеть плоды своих действий.

Присоединяйтесь, чтобы делать Digital-революцию своими руками!